1. Перспективы профессии
Туризм является одним из важнейших направлений деятельности, занимает важную нишу в мировом хозяйстве. В год сектор туризма приносит больше 1,5 трлн. долларовежедневно. Эта отрасль включает не только путешествия, но и пассажирские перевозки.
После того, как классический туризм превратился в огромную индустрию, к классическим путешествиям присоединился целый спектр услуг и направлений деятельности. Это и крупные гостиничные предприятия, транспорт (наземный, морской и воздушный), сфера питания, развлечения, спорт, оздоровление, познавательные и деловые объекты, туроператоры и огромные туристические агентства. Также к туризму относятся услуги экскурсоводов, гидов, переводчиков.
Именно поэтому успешность специалиста по туризму неотделима от знания иностранных языков, истории и религиозных традиций зарубежных стран, географии, культурных различий, ведения бизнеса, психологии и других специфических знаний.
Специалист в области туризма – человек, который работает в сфере
оказания услуг, связанных с туризмом. Надо сказать, что эта сфера объединяет очень много самых разных и не похожих друг на друга профессий. Среди них:
- туристический менеджер;
- туристический агент;
- инструктор по туризму;
- event-менеджер;
- гид-переводчик;
- и др.
Для специалиста по туризму важно уметь общаться с клиентами, быть оратором и психологом одновременно. Так как большую часть времени специалист по туризму проводит за общением с клиентами, именно эти качества помогут определить потребности человека, который к нему обратился, найти райский уголок для отдыха или осуществить мечту всей жизни. Также важны такие качества, как коммуникабельность, умение творчески и нестандартно принимать решения. Кстати станут устойчивость к стрессу и трудолюбие. Ведь с туристами могут произойти различные непредвиденные ситуации, начиная от урагана на побережье моря и заканчивая отменой рейса.
Туризм имеет свои преимущества, такие как возможность путешествовать и бывать в разных странах, большие доходы, которые носят сезонный характер. Но, несмотря на сезонность, туризм считается одной из самых перспективных и самых прибыльных отраслей. Обычно, в туризме работают фанаты своего дела, которые не променяют это дело более ни на что.
3. Личные качества
- дипломатичность;
- высокую стрессоустойчивость;
- самообладание;
- хорошую память;
- коммуникабельность;
- способность убеждать собеседника;
- организаторские способности.
За счёт перспективности отрасли появляется всё больше туристических компаний и поэтому востребованность в кадрах достаточно высока. Благодаря многопрофильности данной профессии работать в области туризма можно с любым уровнем образования (вуз, колледж) и опыта.
Необходимость сформированных компетенцийспециалистов по специальности 43.02.02 «Туризм»:
Обладание общими компетенциями специалистом по туризму (базовой подготовки), включающими в себя способность:
- понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес;
- организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество;
- принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность;
- осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития;
- использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности;
- работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями;
- брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий;
- самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации;
- ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
Специалист по туризму (базовой подготовки) должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими видам деятельности:
1. Предоставление турагентских услуг:
- выявлять и анализировать запросы потребителя и возможности их реализации;
- информировать потребителя о туристских продукта;
- взаимодействовать с туроператором по реализации и продвижению туристского продукта;
- рассчитывать стоимость турпакета в соответствии с заявкой потребителя;
- оформлять турпакет (турпутевки, ваучеры, страховые полисы);
- выполнять работу по оказанию визовой поддержки потребителю;
- оформлять документы строгой отчетности.
2. Предоставление услуг по сопровождению туристов:
- контролировать готовность группы, оборудования и транспортных средств к выходу на маршрут;
- инструктировать туристов о правилах поведения на маршруте;
- координировать и контролировать действия туристов на маршруте;
- обеспечивать безопасность туристов на маршруте;
- контролировать качество обслуживания туристов принимающей стороной;
- оформлять отчетную документацию о туристской поездке.
3. Предоставление туроператорских услуг:
- проводить маркетинговые исследования рынка туристских услуг с целью формирования востребованного туристского продукта;
- формировать туристский продукт;
- рассчитывать стоимость туристского продукта;
- взаимодействовать с турагентами по реализации и продвижению туристского продукта.
4. Управление функциональным подразделением организации.
- планировать деятельность подразделения;
- организовывать и контролировать деятельность подчиненных;
- оформлять отчетно-планирующую документацию.
- Специалист по туризму (углубленной подготовки) должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:
- понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес;
- организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество;
- решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях;
- осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития;
- использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности;
- работать в коллективе и команде, обеспечивать ее сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями;
- ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий;
- самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации;
- быть готовым к смене технологий в профессиональной деятельности.
Специалист по туризму (углубленной подготовки) должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими видам деятельности:
1. Предоставление турагентских услуг:
- выявлять и анализировать запросы потребителя и возможности их реализации;
- информировать потребителя о туристских продуктах;
- взаимодействовать с туроператором по реализации и продвижению туристского продукта;
- рассчитывать стоимость турпакета в соответствии с заявкой потребителя;
- оформлять турпакет (турпутевки, ваучеры, страховые полисы);
- выполнять работу по оказанию визовой поддержки потребителю;
- оформлять документы строгой отчетности.
2. Предоставление услуг по сопровождению туристов:
- контролировать готовность группы, оборудования и транспортных средств к выходу на маршрут;
- инструктировать туристов о правилах поведения на маршруте;
- координировать и контролировать действия туристов на маршруте;
- обеспечивать безопасность туристов на маршруте;
- контролировать качество обслуживания туристов принимающей стороной;
- оформлять отчетную документацию о туристской поездке.
3. Предоставление туроператорских услуг:
- проводить маркетинговые исследования рынка туристских услуг с целью формирования востребованного туристского продукта;
- формировать туристский продукт;
- рассчитывать стоимость туристского продукта;
- взаимодействовать с турагентами по реализации и продвижению туристского продукта;
- организовывать продвижение туристского продукта на рынке туристских услуг.
4. Управление функциональным подразделением организации:
- планировать деятельность подразделения;
- организовывать и контролировать деятельность подчиненных;
- оформлять отчетно-планирующую документацию;
- анализировать эффективность работы подразделения и предлагать мероприятия по совершенствованию работы.
5.4.5. Предоставление экскурсионных услуг:
- разрабатывать экскурсионную программу;
- подготавливать информационные материалы по теме экскурсий;
- проводить экскурсию в соответствии с заявкой потребителя экскурсионной услуги;
- инструктировать туристов о правилах поведения во время экскурсии;
- взаимодействовать со сторонними организациями (музеями, объектами общественного питания, транспортными компаниями) по формированию и реализации экскурсионных программ;
- оформлять отчетную документацию по выполнению программы экскурсии.
5.Учебные заведения, подготавливающие специалистов по специальности 43.02.02 «Туризм»:
- Армавирский социально-психологический институт;
- Колледж Международного института дизайна и сервиса (Челябинск);
- колледж Российского нового университета(Москва);
- Колледж Санкт-Петербургского университета технологий управления и экономики;
- Колледж Российского государственного университета туризма и сервиса (Москва);
- Колледж туризма и гостиничного сервиса СПб;
- Колледж сервиса и туристической индустрии (Москва);
- Ростовский колледж рекламы, сервиса и туризма «Сократ»;
- и др.
Основное место работы: организация-туроператор и агентства, занимающиеся созданием и реализацией готовых туристских продуктов. Эксперты в сфере туризма постоянно общаются с представителями гостиничного, ресторанного и иных видов бизнеса, заводят полезные знакомства, что позволяет им открывать собственные компании.
Сферы профессиональной деятельности:
- в сфере экскурсионной деятельности,
- в сферах оказания туристских, экскурсионных услуг населению и иных услуг, необходимых для организации и реализации путешествий; формирование, продвижение и реализация туристского продукта; деятельность объектов туристской инфраструктуры и туристских сервисов; проектирование в туризме;
- в сфере прикладных исследований.
7. Заработная плата
Опытные специалисты претендуют на неплохой оклад, нередко они получают проценты или бонусы от удачных сделок. Диапазон зарплат очень широкий – по России он может составлять от 15-20 тыс. р. до 100-110 тыс. р.Также туризм тесно связан с сезонностью, поэтому уровень зарплаты от сезона года может сильно отличаться.
8. Профессиональные знания
Специалист по туризму (базовой подготовки) готовится к следующим видам деятельности:
- предоставление турагентских услуг;
- предоставление услуг по сопровождению туристов;
- предоставление туроператорских услуг;
- управление функциональным подразделением организации.
Специалист по туризму (углубленной подготовки) готовится к следующим видам деятельности:
- предоставление турагентских услуг;
- предоставление услуг по сопровождению туристов;
- предоставление туроператорских услуг;
- управление функциональным подразделением организации;
- предоставление экскурсионных услуг.
Начинающему сотруднику идеально подойдёт роль помощника менеджера. На этой должности он в основном будет принимать звонки и проводить беседы с клиентами. Заработная плата состоит из двух частей: фиксированная (часто небольшая) и процентная, которая зависит от продаж путевок. Если менеджер по туризму будет показывать хорошие результаты, то у него есть шанс стать заместителем директора агентства.
Считается, что у туроператоров можно получить больше практического опыта, чем в турагентствах. Отличие между туроператором и турагентством заключается в том, что первый занимается непосредственно формированием пакета, который включает в себя билеты, бронь отеля, трансфер и прочие экскурсионные услуги. Именно туроператор устанавливает цены на предлагаемые туры и предоставляет скидки. Турагентство является, по сути, продавцом, который не создаёт продукты, а только реализует их. Поэтому у туроператоров можно получить богатый опыт.
При трудолюбии и старании вырасти до должности топ-менеджера. Такой специалист управляет всем туристским бизнесом компании. На него возлагается ответственность за увеличение прибыли предприятия, а также его развитие и дальнейшее расширение.
В перспективе можно стать менеджером, специализирующемся на деловом туризме. Это элитный специалист, имеющий дело с бизнесменами, для которых важно высокое качество сервиса.
Плюсы:
- перспективность направления в целом;
- постоянная востребованность в квалифицированных специалистах;
- возможность побывать во многих странах в качестве долга по службе или по горящей путёвке, о которой специалист узнаёт первым;
- хороший источник дохода;
- многопрофильность профессии, что позволяет работать с любым опытом и уровнем образования.
Минусы:
- высокий уровень ответственности за большие группы людей;
- частые стрессовые ситуации;
- поездки по работе не дадут полностью расслабиться и насладиться отдыхом;
- уровень заработной платы сильно зависит от количества клиентов.