ТУРИЗМ

Направление (профиль) подготовки: Туризм
Наименование квалификации:Специалист по туризму
Содержание профессиональной деятельности:
Места трудоустройства:
туристские комплексы, агентства и фирмы
Выпускники овладевают профессиональными компетенциями:
работать с различными информационными источниками на русском и иностранном языках; вести деловую переписку и телефонные переговоры на русском и иностранном языках; организовывать профессиональное делопроизводство; обслуживать клиентов по предоставлению туристской информации и продаже туристского продукта

Средняя заработная плата выпускника – от 20 тыс. руб

 

СТАРТАП
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ И КАРЬЕРЫ


Специалист по туризму

1. Перспективы профессии

Туризм является одним из важнейших направлений деятельности, занимает важную нишу в мировом хозяйстве. В год сектор туризма приносит больше 1,5 трлн. долларовежедневно. Эта отрасль включает не только путешествия, но и пассажирские перевозки.
После того, как классический туризм превратился в огромную индустрию, к классическим путешествиям присоединился целый спектр услуг и направлений деятельности. Это и крупные гостиничные предприятия, транспорт (наземный, морской и воздушный), сфера питания, развлечения, спорт, оздоровление, познавательные и деловые объекты, туроператоры и огромные туристические агентства. Также к туризму относятся услуги экскурсоводов, гидов, переводчиков.
Именно поэтому успешность специалиста по туризму неотделима от знания иностранных языков, истории и религиозных традиций зарубежных стран, географии, культурных различий, ведения бизнеса, психологии и других специфических знаний.
Специалист в области туризма – человек, который работает в сфере
оказания услуг, связанных с туризмом. Надо сказать, что эта сфера объединяет очень много самых разных и не похожих друг на друга профессий. Среди них:

  • туристический менеджер;
  • туристический агент;
  • инструктор по туризму;
  • event-менеджер;
  • гид-переводчик;
  • и др.
    2. Ключевые особенности профессии

Для специалиста по туризму важно уметь общаться с клиентами, быть оратором и психологом одновременно. Так как большую часть времени специалист по туризму проводит за общением с клиентами, именно эти качества помогут определить потребности человека, который к нему обратился, найти райский уголок для отдыха или осуществить мечту всей жизни. Также важны такие качества, как коммуникабельность, умение творчески и нестандартно принимать решения. Кстати станут устойчивость к стрессу и трудолюбие. Ведь с туристами могут произойти различные непредвиденные ситуации, начиная от урагана на побережье моря и заканчивая отменой рейса.
Туризм имеет свои преимущества, такие как возможность путешествовать и бывать в разных странах, большие доходы, которые носят сезонный характер. Но, несмотря на сезонность, туризм считается одной из самых перспективных и самых прибыльных отраслей. Обычно, в туризме работают фанаты своего дела, которые не променяют это дело более ни на что.

    3. Личные качества
  • дипломатичность;
  • высокую стрессоустойчивость;
  • самообладание;
  • хорошую память;
  • коммуникабельность;
  • способность убеждать собеседника;
  • организаторские способности.
4. Обучение

За счёт перспективности отрасли появляется всё больше туристических компаний и поэтому востребованность в кадрах достаточно высока. Благодаря многопрофильности данной профессии работать в области туризма можно с любым уровнем образования (вуз, колледж) и опыта. 
Необходимость сформированных компетенцийспециалистов по специальности 43.02.02 «Туризм»:
Обладание общими компетенциями специалистом по туризму (базовой подготовки), включающими в себя способность:

  • понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес;
  • организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество;
  • принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность;
  • осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития;
  • использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности;
  • работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями;
  • брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий;
  • самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации;
  • ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

Специалист по туризму (базовой подготовки) должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими видам деятельности:
1. Предоставление турагентских услуг:

  • выявлять и анализировать запросы потребителя и возможности их реализации;
  • информировать потребителя о туристских продукта;
  • взаимодействовать с туроператором по реализации и продвижению туристского продукта;
  • рассчитывать стоимость турпакета в соответствии с заявкой потребителя;
  • оформлять турпакет (турпутевки, ваучеры, страховые полисы);
  • выполнять работу по оказанию визовой поддержки потребителю;
  • оформлять документы строгой отчетности.

2. Предоставление услуг по сопровождению туристов:

  • контролировать готовность группы, оборудования и транспортных средств к выходу на маршрут;
  • инструктировать туристов о правилах поведения на маршруте;
  • координировать и контролировать действия туристов на маршруте;
  • обеспечивать безопасность туристов на маршруте;
  • контролировать качество обслуживания туристов принимающей стороной;
  • оформлять отчетную документацию о туристской поездке.

3. Предоставление туроператорских услуг:

  • проводить маркетинговые исследования рынка туристских услуг с целью формирования востребованного туристского продукта;
  • формировать туристский продукт;
  • рассчитывать стоимость туристского продукта;
  • взаимодействовать с турагентами по реализации и продвижению туристского продукта.

4. Управление функциональным подразделением организации.

  • планировать деятельность подразделения;
  • организовывать и контролировать деятельность подчиненных;
  • оформлять отчетно-планирующую документацию.
  • Специалист по туризму (углубленной подготовки) должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:
  • понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес;
  • организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество;
  • решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях;
  • осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития;
  • использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности;
  • работать в коллективе и команде, обеспечивать ее сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями;
  • ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий;
  • самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации;
  • быть готовым к смене технологий в профессиональной деятельности.

Специалист по туризму (углубленной подготовки) должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими видам деятельности:
1. Предоставление турагентских услуг:

  • выявлять и анализировать запросы потребителя и возможности их реализации;
  • информировать потребителя о туристских продуктах;
  • взаимодействовать с туроператором по реализации и продвижению туристского продукта;
  • рассчитывать стоимость турпакета в соответствии с заявкой потребителя;
  • оформлять турпакет (турпутевки, ваучеры, страховые полисы);
  • выполнять работу по оказанию визовой поддержки потребителю;
  • оформлять документы строгой отчетности.

2. Предоставление услуг по сопровождению туристов:

  • контролировать готовность группы, оборудования и транспортных средств к выходу на маршрут;
  • инструктировать туристов о правилах поведения на маршруте;
  • координировать и контролировать действия туристов на маршруте;
  • обеспечивать безопасность туристов на маршруте;
  • контролировать качество обслуживания туристов принимающей стороной;
  • оформлять отчетную документацию о туристской поездке.

3. Предоставление туроператорских услуг:

  • проводить маркетинговые исследования рынка туристских услуг с целью формирования востребованного туристского продукта;
  • формировать туристский продукт;
  • рассчитывать стоимость туристского продукта;
  • взаимодействовать с турагентами по реализации и продвижению туристского продукта;
  • организовывать продвижение туристского продукта на рынке туристских услуг.

4. Управление функциональным подразделением организации:

  • планировать деятельность подразделения;
  • организовывать и контролировать деятельность подчиненных;
  • оформлять отчетно-планирующую документацию;
  • анализировать эффективность работы подразделения и предлагать мероприятия по совершенствованию работы.

5.4.5. Предоставление экскурсионных услуг:

  • разрабатывать экскурсионную программу;
  • подготавливать информационные материалы по теме экскурсий;
  • проводить экскурсию в соответствии с заявкой потребителя экскурсионной услуги;
  • инструктировать туристов о правилах поведения во время экскурсии;
  • взаимодействовать со сторонними организациями (музеями, объектами общественного питания, транспортными компаниями) по формированию и реализации экскурсионных программ;
  • оформлять отчетную документацию по выполнению программы экскурсии.

5.Учебные заведения, подготавливающие специалистов по специальности 43.02.02 «Туризм»:

  • Армавирский социально-психологический институт;
  • Колледж Международного института дизайна и сервиса (Челябинск);
  • колледж Российского нового университета(Москва);
  • Колледж Санкт-Петербургского университета технологий управления и экономики;
  • Колледж Российского государственного университета туризма и сервиса (Москва);
  • Колледж туризма и гостиничного сервиса СПб;
  • Колледж сервиса и туристической индустрии (Москва);
  • Ростовский колледж рекламы, сервиса и туризма «Сократ»;
  • и др.
    6. Место работы

Основное место работы: организация-туроператор и агентства, занимающиеся созданием и реализацией готовых туристских продуктов. Эксперты в сфере туризма постоянно общаются с представителями гостиничного, ресторанного и иных видов бизнеса, заводят полезные знакомства, что позволяет им открывать собственные компании.
Сферы профессиональной деятельности:

  • в сфере экскурсионной деятельности,
  • в сферах оказания туристских, экскурсионных услуг населению и иных услуг, необходимых для организации и реализации путешествий; формирование, продвижение и реализация туристского продукта; деятельность объектов туристской инфраструктуры и туристских сервисов; проектирование в туризме;
  • в сфере прикладных исследований.
  • 7. Заработная плата

Опытные специалисты претендуют на неплохой оклад, нередко они получают проценты или бонусы от удачных сделок. Диапазон зарплат очень широкий – по России он может составлять от 15-20 тыс. р. до 100-110 тыс. р.Также туризм тесно связан с сезонностью, поэтому уровень зарплаты от сезона года может сильно отличаться.

8. Профессиональные знания


Специалист по туризму (базовой подготовки) готовится к следующим видам деятельности:

  • предоставление турагентских услуг;
  • предоставление услуг по сопровождению туристов;
  • предоставление туроператорских услуг;
  • управление функциональным подразделением организации.

Специалист по туризму (углубленной подготовки) готовится к следующим видам деятельности:

  • предоставление турагентских услуг;
  • предоставление услуг по сопровождению туристов;
  • предоставление туроператорских услуг;
  • управление функциональным подразделением организации;
  • предоставление экскурсионных услуг.

Начинающему сотруднику идеально подойдёт роль помощника менеджера. На этой должности он в основном будет принимать звонки и проводить беседы с клиентами. Заработная плата состоит из двух частей: фиксированная (часто небольшая) и процентная, которая зависит от продаж путевок. Если менеджер по туризму будет показывать хорошие результаты, то у него есть шанс стать заместителем директора агентства.
Считается, что у туроператоров можно получить больше практического опыта, чем в турагентствах. Отличие между туроператором и турагентством заключается в том, что первый занимается непосредственно формированием пакета, который включает в себя билеты, бронь отеля, трансфер и прочие экскурсионные услуги. Именно туроператор устанавливает цены на предлагаемые туры и предоставляет скидки. Турагентство является, по сути, продавцом, который не создаёт продукты, а только реализует их. Поэтому у туроператоров можно получить богатый опыт.
При трудолюбии и старании вырасти до должности топ-менеджера. Такой специалист управляет всем туристским бизнесом компании. На него возлагается ответственность за увеличение прибыли предприятия, а также его развитие и дальнейшее расширение.
В перспективе можно стать менеджером, специализирующемся на деловом туризме. Это элитный специалист, имеющий дело с бизнесменами, для которых важно высокое качество сервиса.

    8. «Плюсы» и «минусы» профессии

Плюсы:

  • перспективность направления в целом;
  • постоянная востребованность в квалифицированных специалистах;
  • возможность побывать во многих странах в качестве долга по службе или по горящей путёвке, о которой специалист узнаёт первым;
  • хороший источник дохода;
  • многопрофильность профессии, что позволяет работать с любым опытом и уровнем образования.

Минусы:

  • высокий уровень ответственности за большие группы людей;
  • частые стрессовые ситуации;
  • поездки по работе не дадут полностью расслабиться и насладиться отдыхом;
  • уровень заработной платы сильно зависит от количества клиентов.